СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1. Общие сведения ^

В последнее время авиация в сельском хозяйстве с каждым годом играет все большую роль. Например, в 1968 г. в сельском хозяйстве об­работано с воздуха 74 млн. га, в. 1969 г. — более 78 млн. га, в 1970 г. — 81 млн. га.

В ближайшие годы с внедрением в авиацию значительного парка вер­толетов Ми-2 сельское хозяйство получит еще большую помощь.

В сельскохозяйственном варианте на вертолете устанавливается спе­циальная аппаратура, позволяющая производить с воздуха опрыскива­ние или опыливание полей, садов и лесов различными химикатами в целях борьбы с вредными насекомыми, грызунами, болезнями растений и сорной растительностью, в целях подкормки сельскохозяйственных культур минеральными удобрениями, предуборочного удаления листьев и ускорения созревания коробочек хлопчатника, аэросева леса.

По бортам фюзеляжа между шпангоутами № 4 и 6 симметрично под­вешены два бака. Емкость каждого из них 500 л. При загрузке сыпу­чими ядохимикатами баки заполняются полностью, а жидкими химика­тами заправляются 700 л в оба бака. Баки изготовлены из нержавею­щей стали и имеют внешние ребра жесткости. Загрузка в них ядохими­катов производится через верхнюю часть бака, где устанавливается сет­чатый фильтр. После заправки баки закрываются крышками, которые запираются с помощью натяжных замков. В открытом положении крыш­ки фиксируются амортизаторами. Начиная с вертолета № 0644, баки изготавливаются из стеклопластика емкостью по 600 л каждый.

К нижней приемной горловине каждого бака крепится заборник с установленным на нем центробежным насосом ЭЦН-170 с электродви­гателем. На корпусе правого насоса установлен клапан опрыскивания 15 (рис. 135), который сообщается посредством трубопроводов с пра­вым и левым насосами, обеспечивающими подачу жидкости к форсун­кам 10, вмонтированным в штанги 8 и 9. Управление клапаном опрыс­кивания производится от воздушной системы. Питание насосов двигате­лей обеспечивается от генератора переменного тока, установленного на главном редукторе.

В целях равномерной выработки химикатов из обоих баков они со­единены между собой общим трубопроводом. Жидкость из баков с по­мощью насосов нагнетается в клапан опрыскивания, откуда под напором по трубопроводу поступает в штанги и далее через форсунки выходит в атмосферу в виде мельчайших капель. Часть жидкости из клапана опрыскивания поступает по другому трубопроводу обратно в бак, пере­мешивая тем самым находящуюся в баке жидкость.

Штанги опрыскивания симметрично подвешены к фюзеляжу между шпангоутами № 9 и 12. Размах штанг в рабочем положении составляет

Каждая штанга представляет собой трубу диаметром 30×28 мм с приваренными к ней 48 штуцерами, на которые навинчиваются стандарт­ные форсунки. Кроме того, на хвостовой балке у шпангоута № 7 уста­навливается хвостовая штанга, имеющая длину 2,5 м. Штанга представ­ляет собой трубу диаметром 22×20 мм, к которой приварены 20 штуце­ров под форсунки.

К вертолету прилагаются четыре комплекта форсунок с диаметром отверстий 1,25 мм, 2, 3, 4, 5 и 6 мм и комплект заглушек, которые наде­ваются на штуцера при снятых форсунках. При прекращении опрыски­вания в клапане опрыскивания перекрывается канал подачи жидкости в штанги. Для того чтобы в штангах не оставалось жидкости, на верх­ней части баков установлены эжекторы 13, в которых вследствие боль­шой скорости жидкости, нагнетаемой насосами, создается разрежение, вследствие чего жидкость из штанг отсасывается.

На корпусе правого насоса крепится щиток с датчиком 5 и сигнали­затором давления 6 в клапане опрыскивания. Сигналы о давлении вклю-

1 — патрубок системы отсоса из штанг; 2, ІЗ — патрубки к насосу; 3 — клапан с резиновым уплот­нением; 4 — штуцер к пневмоклапану; 5 — пружина; 6 — штуцер воздушной сети; 7 — колпачок; 8 — шток цилиндра; 9, 15 *— патрубки; 10 — гайка; 11 — поршень; 12 — цилиндр; 14 — патрубок ‘ к штангам опрыскивания

чают зеленую лампу и передаются на указатель манометра, установлен — / ный в кабине пилота. При выработке всей жидкости давление в кла­

пане опрыскивания падает и зеленая лампа гаснет.

Клапан опрыскивания (рис. 136) состоит из двух цилиндров, соеди­ненных между собой с помощью электросварки.

В цилиндре 12 расположен шток 8 с поршнем 11, на одном конце которого установлен клапан 3 с резиновым уплотнением. К цилиндру 12 приварен патрубок 14 подачи жидкости в штанги, на котором установ­лены два патрубка 15, предназначенные для гидроперемешивания жид­кости при включенном опрыскивании, и штуцер 4 подвода воздуха от электропневмоклапана. На конец цилиндра 12 навинчен колпачок 7, имеющий штуцер 6 подвода воздуха от воздушной системы.

При включенной системе опрыскивания к штуцеру 6 подводится воз­дух от воздушного баллона, а к штуцеру 4 — от электропневмоклапана с давлением 50 кГ/см2. Так как площади поршня клапана опрыскивания различны и со стороны большей площади поршня воздействует пружи­на, то клапан надежно закрыт. При включении системы опрыскивания воздух из полости пружины стравливается через электропневмоклапан и под действием давления воздуха из баллона шток перемещается и от­крывает клапан. Жидкость От насосов через патрубки 2 и 13 поступает в патрубок 14 и далее в штанги опрыскивания. При выключении системы опрыскивания от электропневмоклапана поступает воздух с давлением 50 кГ/см2 в полость пружины и клапан закрывается, прекращая подачу жидкости в патрубок 14. Через патрубки 15 оставшаяся жидкость отса­сывается из штанг с помощью эжекторов, установленных на баках.

Для заправки баков жидкими ядохимикатами заправщиком к запра­вочному шлангу прилагается фильтр. При заправке с помощью ведра, j придаются фильтры, устанавливаемые в баки. Количество жидкости в

баках определяется по мерной линейке, которая пружинным запором крепится на цапфе редуктора рыхлителя внутри бака.

При переходе с варианта опрыскивания на вариант опыливания с вертолета снимаются: штанги опрыскивания с фермой крепления; за­борник с центробежным насосом, электродвигателем, клапаном опрыс­кивания и гибкими шлангами; мерная линейка. Концы труб, остающиеся открытыми, закрываются колпачками.

К нижнему фланцу каждого бака крепится центральный патрубок распыла с горлови­ной. На горловине укреплен пневмоцилиндр, с помощью ко­торого приводится в движение шибер (заслонка), закрываю­щий горловину (рис. 137 и 138).

Впереди каждого бака на ферме подвешивается вентиля­тор с электродвигателем и ко­жухом, к которому примыкает передним торцом центральный патрубок распыла. Между со­бой патрубки соединяются ре­зиновым кольцом. На заднем торце центрального патрубка распыла на петле крепится хвостовой патрубок распыла, свободный конец которого амортизационным шнуром при­тягивается к ферме шасси вертолета. В полете, когда шасси разгружается, аморт — стойки выдвигаются и зани­мают свое крайнее положе­ние. Вместе с ними спускаются полуоси с притянутыми к ним патрубками, которые, враща­ясь на петле, образуют с цент­ральными патрубками один общий тоннель.

В баке монтируется рыхли­тель, верхний конец которого соединяется с цапфой редук­тора шлицевой муфтой и фик­сируется пружинным запором. Нижний конец свободно встав­ляется во втулку нижней гор­ловины.

Рыхлитель состоит из вертикального вала с укрепленными на нем уп­ругими стальными пластинами. Вращаясь внутри бака (от электродви­гателя через редуктор), рыхлитель обеспечивает перемешивание и вы­сыпание химикатов через горловину в полость центрального патрубка, откуда потоком воздуха от вентилятора химикаты через хвостовой па­трубок выбрасываются в атмосферу.

Электродвигатель с редуктором смонтированы на верхней крышке бака. На нижнем конце вала рыхлителя установлен дозирующий диск с регулировочным устройством. Подача химикатов в центральный патру­бок регулируется путем увеличения или уменьшения кольцевой щели между диском и торцом горловины. Величина щели регулируется на зем­ле поворотом резьбовой муфты регулирующего устройства. Для опреде­ления величины щели на — патрубке распыла установлена шкала со стрелкой. Кроме регулирования расхода химикатов при помощи коль­цевой щели, возможно также регулирование подачи путем открывания

окон на самом дозирующем диске. Подход к дозирующему устройству обеспечивается через люк на патрубке распыла. К каждому вертолету прикладываются дозирующие диски диаметром 120 и 180 мм.